Национальный костюм -является неотъемлемой частью культуры молдаван.

По вопросам приобретения куклы в национальном костюме пишите на адрес platforma44@yandex.ru

МОЛДАВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

костюм

В молдавском костюме в целом характерно преобладание белой некрашеной ткани, активное использование вышивки (вышивали нитями из козьей шерсти, дающей характерный блеск) и орнаментов. Существуют три вида используемых орнаментов: это абстрактный, геометрический, с изображениями зверей, птиц и человечков и с цветочными мотивами, появившийся в XVI-XVII веках. Среди мотивов растительного орнамента чаще всего встречаются изображения ветвей, листьев, цветков, виноградной грозди, пшеничных колосьев.

Мужская одежда

  • Мужская рубаха — туникообразного покроя, праздничные рубахи богато орнаментированы, повседневные содержат минимум вышивки или вообще не имеют.
  • Штаны — в большинстве регионов носили относительно схожие белые холщёвые и шерстяные штаны, подразделявшиеся на широкие и узкие, однако в некоторых местах встречались свои фасоны штанов.
  • Обувь- Сапоги и ботинки — проникли в быт в XIX веке среди богатых крестьян. Уже в XX веке вошли в широкий обиход и окончательно вытеснили опинчь.
костюм

Головные уборы

  • Кушма, кэчула — барашковая шапка. Носилась преимущественно в холодную погоду, но пастухи носили её круглый год. Кушма является национальным символом молдаван, как сербская шайкача или русская ушанка.

Женская одежда

костюм
  • Женская рубаха была длиной до лодыжек. На груди и на рукавах рубахи украшали вышивкой. Как и мужская рубаха, женская умела круглый или квадратный ворот. Рукава женской рубахи обычно длинные и цельнокройные, они украшаются богаче остальных видов рубах. Также рукава расширялись к манжетам, но к началу XX века такой тип рукавов стал встречаться всё реже.
  • Катринцэ — шерстяная юбка, оборачивающаяся вокруг тела и опоясывающаяся. Полы фоты либо перекрывают друг друга либо одна из них заворачивается наверх за пояс.
  • Выльник — поясная одежда, представляющая собой два фартука: гладкий спереди и сборчатый или плиссированный сзади.
  • Фота — поясная одежда наподобие выльника, однако и спереди и сзади фартуки гладкие. В ширину она достигала около 80 см, а в длину — 1,40 см.

Обувь

  • Опинчь — обувь, изготавливавшаяся из прямоугольного куска свиной кожи, сгибавшегося кверху и перетягивавшегося лоскутком из той же кожи по бокам и верху. Опинчь были крестьянской обувью и носились поверх онучей или носок. Как правило, концы опинчь были острые, но в концы загибались вверх, а в центральной Бессарабии концы были круглые.
  • Сапоги и ботинки — проникли в быт в XIX веке среди богатых крестьян. Уже в XX веке вошли в широкий обиход и окончательно вытеснили опинчь.

Аксессуары

  • Пояс — самым распространённым тканый пояс, кушак. Мужские кушаки в ширину достигали 12-15 см, а женские были уже. Длина кушака составляла 3-3,5 м. Также были распространены кожаные пояса, украшавшиеся многочисленными металлическими деталями и кармашками. Их носили главным образом пастухи-чабаны и зажиточные крестьяне.
  • Безрукавка — изготовлялась из овчины, как правило мехом вовнутрь. Мужские безрукавки украшались на внешней стороне кожаными аппликациями, а женские — также мулине с красными и чёрными нитями и бисером. По покрою безрукавки делились на открытые и закрытые. Открытая безрукавка имела разрез спереди, через который она надевалась, а закрытая безрукавка надевалась на пуговицы через разрез на боку или продевалась через голову.

Колорит национального мужского и женского костюма постаралась раскрыть в авторской коллекции национальных кукольных костюмов «Традиций шёлковая нить».

В народном костюме отражены отработанные поколениями грандиозные решения, он является связующим звеном между художественным прошлым народа с его настоящим и будущим. В прошлом, народному костюму принадлежало множество функций: обереговая, защитная, воспитательная и конечно же эстетическая.

Накопив бесчисленные богатства, народный костюм стал неисчерпаемым источником для творчества рукодельниц. Я постаралась создать изделие, в котором будет раскрыта главная суть национального костюма, колорит национальных мотивов.

Выделила во всех национальных костюмах основную особенность - будь то, пояс-кушак; кушма, кэчула — барашковая шапка, азербайджанская бута, тюбетейка, халат-узбекский, шаровары-украинские, венок с лентами атласными-украинский, кокошник-русский головной убор, связала с национальным костюмом славянские ткани с русским орнаментом - ткань гжель, хохлома, городецкая роспись.

В работе применяю штампы — это безграничные возможности для фантазии и творчества в пошиве и украшении народных костюмов.

Народное декоративно - прикладное искусство является красочным и жизнерадостным искусством, оно сочетает в себе цвета и формы, различных материалов. Роспись тканей – очень интересная и богатая по средствам выразительности сфера декоративного искусства.

Набойка по ткани - старинная техника нанесения рисунка при помощи деревянной доски с орнаментом. Художественная особенность набойки состоит в цельности и обобщенности цветовых пятен и графической выразительности линии. Занятия с применением штампов помогают детям развить в себе творческую, разностороннюю личность, воспитывают вкус и нравственное отношение к миру. Сама работа с росписью ткани, очень увлекательное необычное занятие для детей. Посредством изучения традиций народных ремёсел дети приобщаются к обычаям своего народа, у них развивается художественный вкус, творческие способности, происходит развитие эстетической личности.