Инна Васильченко: Меня вдохновляют дети и Кострома

30 марта 2021 года

Автор коллекции кукол
Сейчас многие жалуются на нехватку времени. А вот моя собеседница Инна ВАСИЛЬЧЕНКО не жалуется. Просто берет и делает. В будни, выходные, до первых петухов — неважно. Важно, что получается просто красота. Даже так: красота со смыслом. Она — методист детского сада № 55 города Костромы и автор коллекции кукол в национальных костюмах. Говорит, на создание коллекции ее вдохновила Кострома. И дети. Которые обязательно должны расти в толерантном обществе. Статья взята с сайта - "Костромские ведомости"
Автор коллекции кукол

Воссоздать костюмы всех народов России


— Толерантность — это ваш жизненный принцип?

— Мой принцип — это дружба. Так судьба складывается, что на протяжении всей жизни меня окружают люди разных национальностей. Это было и в студенческие годы, это есть и сейчас. В семье вот тоже: мама украинка, папа русский. И никогда никаких конфликтов на национальной почве. Считаю, что наша многонациональность — наше богатство. Когда мастер-классы провожу, детям (и взрослым!) обязательно говорю, что Россия — многонациональная, многокультурная и многоязычная страна. И уникальная, конечно.

— Вы коренная костромичка?

— В Костроме я живу с 2014 года. Приехала из города Луганска.

— Кукольный проект привезли с собой?

— Самое интересное, что этот проект родился именно на костромской земле. Именно здесь моя первая мечта о профессии (в юности я всерьез подумывала о том, чтобы стать модельером) нашла свое воплощение. Коллектив идею поддержал. И пошла работа! Сегодня в коллекции уже восемнадцать кукол в национальных костюмах.

— Будет больше?

— Обязательно! Глобальная цель — это воссоздать костюмы всех народов России. А их больше ста девяноста. Но работа над созданием костюма трудоемкая. Нужно сначала узнать о костюме как можно больше, чтобы он получился, что называется, настоящим.

— Интернет — в помощь?

— И Интернет, и люди. Когда работала над созданием узбекского костюма, буквально обо всем расспрашивала свою хорошую знакомую, узбечку по национальности. Она мне рассказала, в частности, и о том, как в детстве им, девчонкам, очень хотелось иметь косички, как у взрослых девушек-узбечек. И они плели такие косички из черной шерсти и закрепляли их под тюбетейкой. «Это же отличная идея!» — подумала я. И сделала такие косички для куколки-узбечки.

— И ткани, которые вы используете для костюмов, тоже очень качественные. Наверное, приходится искать…

— Да, в продаже не всегда есть то, что нужно. Но тут тоже выручают хорошие люди, которые меня окружают. Вот задумала я сшить женский узбекский костюм. Но как его сшить, если нет ткани с национальным орнаментом? И мне опять повезло. Мама ребенка из нашего детского сада принесла отрез ткани. Узбекской, с характерным орнаментом. Сейчас работаю над созданием армянского национального костюма. Никак не могла найти монетки для украшения головного убора. Пока в одном из магазинов мне не предложили большое количество таких монеток бесплатно. В продаже подходящих деталей не было. Зато были списанные. Вот такой неожиданный и приятный подарок!

Автор коллекции кукол

На гастроли с чемоданом


— Костюмы, созданные вами, очень функциональны, многие элементы можно открепить. Все ради детей?

— Да, все сделано с учетом детской психологии. Дошкольники и младшие школьники во многом познают мир через прикосновения, тактильное восприятие, которое открывает дверь в познание окружающего мира. Им все надо потрогать! И я предусмотрела это в коллекции. Вот, смотрите. На русском национальном костюме, например, орнамент на застежку-липучку крепится. А в мужском азербайджанском костюме газыри — специальные отверстия для патронов — крепятся на кнопки. Открепляем, изучаем, запоминаем название деталей. Для малышей я стараюсь провести несколько занятий. Когда «поиграем» в куклы, в ход идут другие дидактические материалы.

Автор коллекции кукол

— Да, у вас их целая коробка!

— А кукол целый чемодан. Когда иду проводить занятия в учебные заведения, беру с собой этот большущий чемодан на колесиках. И едем «гастролировать»! А еще «гастролируют» вот такие детали из соленого теста: здесь и молдавская виноградная лоза, и белорусский символ солнца, и азербайджанская бута… Дети удивляются: «Это правда из теста?» Очень красивые детали! Спасибо нашим воспитателям-мастерицам. Орнаменты по аналогии детишки ищут на костюмах. Еще мы играем в «Пятнашки» и собираем пазлы, основой для которых стали куклы из моей коллекции. И много еще чего делаем, чтобы запомнить детали костюмов. Используем даже технологию штампов: создаем рисунок на ткани прямо в рамках мастер-класса. Когда своими руками сделаешь, точно не забудешь

— Тема межнациональной дружбы в вашем случае — не только в куклах?

— Она всю работу коллектива пронизывает. До 2019 года наш детский сад № 55 входил в состав образовательных организаций, реализующих деятельность пилотной площадки «Воспитание культуры мира и межнационального согласия в образовательном пространстве костромского региона». Теперь действует региональная инновационная площадка «Разработка модели взаимодействия образовательных организаций Костромской области по формированию культуры межнационального общения детей и подростков». Это результат совместного труда. Авторы проекта — заместитель директора по воспитательной работе школы № 30 города Костромы Мария Юрьевна Котонова, методистом Костромского автотранспортного колледжа Зоя Васильевна Курилова и я. Работа ведется слаженно и плодотворно. И без коллекции кукол тут так же не обойтись. А еще в детском саду мы сказки с межнациональным колоритом ставим. И получается, например, «Муха-Цокотуха» на новый лад. В гости к главной героине приходят представители разных национальностей.

— Сказка получается в стихах, как и в оригинале?

— В стихах. Сама пишу. Иногда и по ночам приходит вдохновение. Да и костюмы для кукол я нередко тоже по ночам создаю. Хочется успеть сделать как можно больше. Вот недавно на сайте platforma44.ru, который я веду, мне задали вопрос. Точнее, адресовали просьбу: сшить якутский национальный костюм и вообще уделить внимание костюмам народов севера. Тема очень притягательная. И я до нее обязательно доберусь, сколько бы бессонных ночей мне это ни стоило!

— Результат есть?

— Есть. И видеть этот результат мне очень приятно. Помимо знаний дети благодаря кукольной методике получают большой эмоциональный заряд. Становятся добрее и отзывчивее. Я верю, что они вырастут достойными людьми, которые не будут делить окружающих по национальному признаку, а научатся ценить в них, прежде всего, духовные качества.

Есть команда — будет и успех


— У вас бывает эмоциональное выгорание?

— Кажется, и не бывает такого. Напротив, иногда мне кажется, что застываю в развитии. В таких случаях я провожу анализ своей работы. Каких результатов я достигла, например, пять лет назад и каких — сейчас. После такого сравнительного анализа, я понимаю, что то, чего я достигла за это время, является вполне существенным ресурсом. Мало того, в такие моменты, как правило, возникают новые творческие идеи!

Автор коллекции кукол

— Например?

— Например, сейчас мы с коллегами запустили флешмоб «Весна-красна пришла» и предлагаем представителям разных национальностей рассказать о своих национальных символах весны. На прошлой неделе для воспитателей детского сада № 55 организовала мастер-класс по созданию славянского символа весны — куколки-веснянки. Получилось здорово! Эстафета пошла дальше. Теперь педагоги проводят такие мастер-классы в своих группах. В нашем флешмобе уже есть и молдавские мерцишорки, и азербацджанские сэмэни, и болгарские мартэницы. Подробнее на сайте platforma44.ru. Приглашаю присоединиться и читателей «Костромских ведомостей». А летом мы обязательно хотим провести праздник русской березки.

Автор коллекции кукол

— Вы открыты для новой дружбы: со школами, детскими садами, общественными организациями?


Автор коллекции кукол

— Абсолютно. Если людям интересно познакомиться с коллекцией, поучаствовать в мастер-классах, то приеду с радостью. Даже в условиях непростой эпидемиологической обстановки мы продолжаем проводить занятия. Конечно, с соблюдением всех необходимых санитарных норм. Среди тех, с кем подружились в том числе и благодаря куклам, — ребята и педагоги костромских школ №№ 26 и 30, Костромского автотранспортного колледжа. За поддержку и помощь в реализации моих проектов я очень благодарна также костромскому Дому национальностей и отделу внутренней политики администрации Костромской области. И конечно, коллективу своего родного детского сада № 55. Хорошая команда — это уже половина успеха.

Любовь ВОЛОДИНА

Фото из архива Инны Васильченко