Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм — это настоящая летопись, по которой можно увидеть и прочитать историю народа. Материал, крой, узор на одежде расскажет нам о многом. С помощью костюма можно узнать о социальных, религиозных, климатических, а также географических условиях, в которых жили люди. Народный костюм может нам поведать об образе жизни, об истории её владельцев.
Армянский костюм

Женский костюм

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем. Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы». В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка. В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой. Сверху он крепился на узкий поясок.

Армянский костюм

Отличительной характерной особенностью традиционной женской одежды в Западной Армении был передник — mezar. Сшитый из хлопчатобумажных или дорогих (бархат, сукно) тканей, обильно украшенный (особенно подвенечный), он был необходимой частью наряда: как на востоке «стыдно» было выходить с открытым подбородком, так здесь «стыдно» было появляться без фартука. Классический вариант его — передник из красного сукна в комплексе одежды Карина – Ширака с изысканным золотым шитьем и тесьмой, который повязывался на антари . К переднику пришивался длинный узкий поясок (в 2–3 см ширины и 3 м длины), вытканный из красных и желтых шелковых (золотых) нитей.

Головные уборы и аксессуары

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор. Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Армянский костюм

Особенности орнамента и цвета в армянском национальном костюме

Одной из определяющих характеристик народной одежды является орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определенные цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Женская традиционная одежда армян повсеместно отличается красочностью и богатой тональностью. Мужская одежда многоцветна лишь в западноармянских областях, между тем как восточноармянский мужской костюм характеризуется общей сдержанностью и скромностью расцветки, с преобладанием темных тонов, иногда сочетающихся с белым (под городским влиянием в начале XX века). В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет — от темно-вишневого до кроваво-огненного тонов. Красный цвет использовался как для нижней (женские нательные рубашки, штаны), так и верхней одежды: мужские и женские шапочки, вязаные носки, пояса, женские головные платки, покрывала, нагрудники, передники. Последние играли важную роль в комплексе женской одежды как символ семейного положения: не случайно у армян выражение «красный передник» (karmir gognoc) означало «замужняя женщина». Красный цвет широко использовался также в вышивках и нашивках, украшавших как мужскую, так и женскую одежду. У армян, как и у многих народов, красный цвет отождествлялся с «красивым», «хорошим», «праздничным». По народным представлениям этот цвет символизирует жизнь/кровь, солнце/огонь, плодородие и одновременно служит защитой от зла, болезни и бесплодия. Сочетание красного цвета с зеленым в армянской традиции являлось символом брака, поскольку в народном цветовосприятии зеленый отождествляется с молодостью, весной, зеленью, произрастанием, с новым поколением. В женской одежде Высокой Армении, Ширака, Джавахка зеленый цвет уступает место синему (фиолетовому, темно-сиреневому). Сочетание красного с синим, характерное как для Армении, так и для Передней Азии, прочно вошло в символику христианской иконографии. Замена красного передника как символа замужней женщины на синий — признак потери женщиной репродуктивной силы. Вместе с тем, синему цвету одновременно приписывалась целительная сила, и он широко использовался в лечебной магии: сине-черные бусинки до сих пор считаются амулетом, оберегом от порчи, сглаза.

Армянский костюм

Черный однозначно воспринимается как ритуально нечистый цвет. Черным кодируются все темные тона — серый, коричневый, синий. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости.

Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании желтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Желтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику, он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным.

Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зеленый, белый) и негативного (синий/фиолетовый, желтый, черный) цветов.

Орнамент

Материал для орнаментации одежды, в частности женской, был богат и разнообразен: это шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, а также золотые и серебряные нити, блестки, бисер и пуговки, мелкие ракушки и даже рыбья чешуя. Ракушкам и чешуе (как извлеченным из воды) приписывалась магическая сила, способная стимулировать плодовитость. Особой колдовской силой наделялись бисер и бусинки из разного материала (стекло, коралл, камень). Мелкие бусы из бирюзы или красного коралла украшали кончики кистей мужских поясов, бахромы головных повязок и женских головных платков. Бисером или бусами вышивались орнаменты на женских поясах и налобниках. По народным представлениям одни из них лечат от определенных болезней, другие нагоняют сон, третьи оберегают от сглаза и т. п.

Мужской костюм

Мужской национальный наряд — многослойный. Это стало его особенностью. А также одежда имела региональные особенности. Поэтому по внешнему виду жители сразу понимали, откуда приехал человек, появившийся в их краях.

В восточных районах

Армянские мужчины, проживавшие на востоке страны, составляли свой костюм из таких деталей.

Рубашка — шапик

Изделие шили из хлопковой или шёлковой ткани. Особенностью кроя стал невысокий воротничок.

Шаровары — шалвар

Национальные армянские штаны были синего цвета и шились также из шерсти или хлопкового материала. Подпоясывались сверху тонкой тесёмкой, на концах украшенной кисточками.

Архалук

На востоке это был небольшой кафтанчик, который надевается поверх рубашки Застёгивается на пуговицы или крючочки по всей длине. Шьётся из хлопка или шелковой ткани.

Чуха (черкеска)

Завершала костюм чуха. Это шерстяная черкеска, которую накидывали поверх архалука. Длина черкески должна быть ниже колена. Обязательно наличие длинных рукавов, которые откидываются. Традиционным аксессуаром стал пояс. Подпоясывались кожаным или серебряного цвета ремнём.

В западных районах

Гардероб мужчин западной Армении также был составлен из традиционных частей, которые имели общее сходство с одеждой восточных районов. Однако на западе были приняты свои традиции.

Рубаха

Рубаха являлась привычной основой костюма. Но наряду с хлопковыми и шелковыми, здесь надевали шерстяные рубахи.

Шаровары — вартик

По-другому носили на западе штаны. Это повлияло на их крой. Фасон штанов был заужен книзу. Брючины обматывались тканью от щиколотки до колена.

Кафтан — елек

У западных армян носился вместо архалука носили не короткий, а полноценный кафтан.

Куртка — бачкон

Чтобы костюм был полностью завершенным, армянин, проживающий на западе страны, должен надеть бачкон. Это куртка, которая надевается поверх елека и перевязывается в несколько слоёв на животе широким поясом из ткани. Подпоясывались мужчины основательно. Для этого им требовался не пояс, а большой лоскут ткани. Его обматывали вокруг талии, а в тканевых складках прятали табак, монеты и ножи. Во время холодов мужчины надевали меховые безрукавки, сшитые из козьих шкурок.